Преподавание в начальных классах Печать E-mail
Автор: Редактор сайта   
2012/03/25

ОПИСАНИЕ ПРОФЕССИИ

У многих из нас в старых семейных альбомах сохранился один из самых первых снимков, на которых всего два персонажа – мы, в наши шесть детских лет, и взрослая женщина, и подпись: «Учительница первая моя». Не знаю, как сейчас, но такой снимок есть альбоме моих родителей, в моем фотоархиве, и когда я беру его в руки, то неизменно испытываю не только прилив ностальгии по беззаботному детству, но и теплое чувство огромной признательности этому человеку - «Учительницей первой моей», имя с отчеством которой мне никогда не забыть. Учителя начальных классов — особый народ в учительской среде. Они занимаются самой деликатной, важной и ответственной работой: буквально за ручку переводят детей через бурный поток школьной жизни, в котором они оказываются, придя в первый класс.

 

Только от любви и таланта учителя зависит, с каким багажом знаний и нравственных ценностей пойдет ребенок во взрослую жизнь. Только от них зависит, полюбит маленький человек процесс познания мира или это станет для него тягостной рутиной. Это от него, учителя начальных классов, зависит, станет ли новый Эйнштейн Эйнштейном или великий физик повзрослев окажется несчастным никудышным врачом. Ответственность, лежащая на плечах первых учителей невероятно огромна, но и награда за чуткость, мудрость и профессионализм ни с чем несравнима – ведь это счастливые, нашедшие свой путь, состоявшиеся люди, которые с такими же чувствами, как автор этих строк,  хранят и в своем фотоархиве старый снимок с подписью «Учительница первая моя».

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

У учащихся начальных классов один учитель. Для ребят он самый главный человек. Все для них начинается с учителя, который помог им преодолеть первые трудные шаги в школьной жизни, приобщал к школьным заботам.  Учитель начальных классов должен уметь многое: слушать, говорить, петь, танцевать, рисовать. Но самое главное: ему должно быть интересно с детьми. Это должен быть человек щедрой души и сердца. Шота Руставели писал: «Что ты спрятал, то пропало, что ты отдал, то твое». Наука отдавать – сложная наука, постигают ее на протяжении всей жизни. Без этого нельзя быть учителем, а учителем начальных классов тем более, так как маленькие дети откликаются только на искренность, мгновенно чувствуют всякую фальшь.


Начало организованного обучения на Руси связывается с именем князя Владимира, принесшего на Русь христианство (988 г.). Ведение церковных служб требовало грамотных людей и это обострило общую потребность в обучении грамоте. Уже в древние времена понятие «учитель» приобрело более высокий смысл. Подъем просвещения на Руси и появление большого количества учителей были связаны с именем Петра I. Сам Петр научился читать и писать под руководством дьяка Зотова. При Петре I были учреждены школы математических и навигацких наук, в которых преподавались грамота, арифметика, начала геометрии. Были созданы школы по иностранным языкам, по медицине и др. При императрице Елизавете I был основан Московский университет (1755 г.) с тремя факультетами: философским, юридическим и медицинским. Несколько ранее университет был учрежден при Академии наук в Петербурге.


Попытка целенаправленной подготовки учителей в России началась лишь к концу 18 века. В 1786 году по приглашению Екатерины II в Россию приехал серб Ф.И. Янкович. Он получил университетское образование в Вене и принимал деятельное участие в реформе австрийского образования. В Петербурге он создает учительскую семинарию. Преподавателями семинарии стали молодые профессора петербургской Академии наук. Первых учителей было 100 человек, к ним предъявлялись особые жесткие требования в отношении нравственного облика и культуры поведения.


Становление российской педагогики как науки связано с именем К.Д. Ушинского, который творчески использовал все положительное, что было достигнуто педагогикой и психологией к середине 19 века, создал стройную психолого-педагогическую концепцию и на ее основе теорию воспитания и обучения. Он сумел сплотить вокруг себя замечательных педагогов, которые оставили заметный след в русской культуре и образовании. Люди, отдававшие свои знания, силы, талант народному образованию, учительскому делу, всегда рассматривали этот труд, эту профессию как особую миссию, как служение. Нам известны имена таких выдающихся российских педагогов, как Ушинский, Сухомлинский, Макаренко. Шаталов… К этой плеяде следует отнести и профессора МГУ Андрея Петровича Минакова (1893–1954). Он говорил: «Чтобы быть хорошим педагогом, надо быть ученым, философом, артистом, воспитателем и Человеком».


Учитель – это ваятель духовного мира юной личности, доверенное лицо общества, которому оно вверяет самое дорогое, самое ценное – детей, свою надежду, свое будущее. Эта благороднейшая и труднейшая профессия требует от человека, посвятившего ей жизнь, постоянного творчества, неустанной работы мысли, огромной душевной щедрости, любви к детям, безграничной верности делу.

ПОДРОБНЕЕ О ПРОФЕССИИ

Направление подготовки:

Образование и педагогические науки

 

Назначение специальности:

Осуществляет обучение учащихся по программам начального общего образования, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения. Организует внеурочную деятельность детей, а так же их общение. Осуществляет классное руководство. Взаимодействует с коллегами и социальными партнерами образования, культуры, родителями (лицами их заменяющими) по вопросам обучения и воспитания младших школьников.


Должен знать:

- педагогику, психологию, возрастную анатомию, физиологию, гигиену;

- требования образовательного стандарта начального общего образования и примерные программы начального общего образования;

- вопросы преемственности образовательных программ дошкольного и начального общего образования;

- воспитательные возможности урока в начальной школе;

- особенности одаренных детей младшего школьного возраста и детей с проблемами в развитии и трудностями в обучении;

- сущность, цель, задачи, функции, содержание, формы и методы организации внеурочной работы в избранной области деятельности;

- методы, приёмы и формы организации общения младших школьников;

- теоретические и методические основы деятельности классного руководителя;

- виды документации, требования к её оформлению.


Должен уметь:

- практический опыт определения цели и задач, планирования и проведения уроков по всем учебным предметам начальной школы;

- проведения диагностики и оценки учебных достижений младших школьников;

- определения целей и задач, планирования, проведения, внеурочной работы в избранной области деятельности;

- определения цели и задач, планирования деятельности классного руководителя;

- анализа учебно-методических комплектов, разработки учебно-методических материалов (рабочих программ, учебно-тематических планов) на основе образовательных стандартов начального общего образования, примерных программ начального общего образования.

 

Профессионально важные качества:

- эмоциональная устойчивость;

- внимательность;

- ответственность;

- отзывчивость;

- тактичность;

- общительность;

- терпеливость;

- склонность к работе с детьми;

- хорошая память;

- хорошее внимание;

- высокие коммуникативные способности;

- высокая общая культура и эрудированность;

- правильная, грамотная и внятная речь;

- хорошо поставленный голос;

- умение управлять коллективом.

 

Медицинские противопоказания:

Работа не рекомендуется людям, страдающим нервно-психическими инфекционными и кожными заболеваниями.

 

ГДЕ ОБУЧАЮТ


КГБ ПОУ «Хабаровский педагогический колледж имени Героя Советского Союза Д.Л. Калараша»

КГБ ПОУ «Николаевский-на-Амуре промышленно-гуманитарный техникум»

Обновлено 2017/05/05
 

Новости профобразования